
Дело №2а –1022/2023
76RS0008-01-2023-001026-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2023 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бородиной М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Посохиным С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Переславского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», Министерству здравоохранения Ярославской области о признании незаконным бездействия по необеспечению оказания врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории г.о. г. Переславль-Залесский в период с 19.09.2021г. по 24.07.2023г.,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ", Министерству здравоохранения Ярославской области, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по необеспечению оказания врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории городского округа город Переславль-Залесский в период с 19.09.2021г. по 24.07.2023г.
Требования мотивированы тем, что оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи населению при онкологических заболеваниях может осуществляться исключительно врачом онкологом. Переславской межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» на учете у врача-онколога состоят 1874 человека. Вместе с тем, в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» врач-онколог отсутствовал в период с 19.09.2021г. по 24.07.2023г. Отсутствие врача-онколога нарушает права пациентов на получение квалифицированной помощи в данной сфере на территории городского округа. В связи с отсутствием врача-онколога в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» пациенты с онкологическими заболеваниями вынуждены с целью динамического наблюдения, определения эффекта от проводимого лечения, коррекции терапии при выписке рецептов, выезжать для консультации к областным специалистам в г. Ярославль, что для них представляет трудности. Кроме того, установлено, что в 2021г. на территории г.о. г. Переславль-Залесский от онкологических заболеваний скончалось 119 человек, в 2022г. – 139 человек, в 1 квартале 2023года – 27 человек.
В судебном заседании старший помощник прокурора Павлова Е.Н. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что пыталась записаться к врачу-онкологу перед заседанием, ей это не удалось, хотя в списке специалистов онколог есть. Проверка проводилась на основании обращения депутата Х., от граждан обращений не было, возможно, они были у депутата.
Представитель административного ответчика ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ" по доверенности Королева М.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указала, что в настоящее время врач-онколог принимает, работает полный рабочий день. Запись на прием осуществляется по новым правилам, необходимо сначала обратиться к терапевту. Какие-либо жалобы от пациентов не поступали. Ранее представитель по доверенности Тарбаева Е.Н. представила в материалы дела письменный отзыв (л.д.19-22), поясняла, что оказание медицинской помощи организовано в соответствии со стандартами, предусмотренными нормативными актами. В настоящее время в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» ставку занимает врач-онколог, который находился на длительном больничном, потом в отпуске. У доктора имеется заболевание, которое не позволяло долго приступить к своим обязанностям. Мы, понимая это, размещали объявления на интернет-сайтах с вакансиями. Работа по поиску ведется на постоянной основе отделом кадров. В больнице оказывается медицинская помощь больным с онкологией. В Ярославской области нехватка врачей-онкологов. Все врачи, которые у работают в больнице с онкобольными, прошли обучение по онконастороженности. Пациент может обратиться к любому специалисту в случае появления симптомов. Еще существует такое нововведение, как телемедицинская консультация, составляются протоколы. Пациент не едет в Ярославль, а получает консультацию врача-онколога ГБУЗ ЯО Клиническая онкологическая больница непосредственно в больнице, выдаются рекомендации. Потом под контролем узкого специалиста он продолжает лечение. Полагала, что медицинская помощь организована в медицинском учреждении надлежаще. В любом случае, онколог Переславской ЦРБ делает только первичный осмотр и направляет в область. Далее пациент возвращается, у него имеются рекомендации. Никаких жалоб от пациентов по ненадлежащему оказанию медицинской помощи онкологическим больным не было.
Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ЯО Клиническая онкологическая больница в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Закона).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 (раздел II), бесплатно предоставляются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Территориальной программой государственных гарантий устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики.
Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи на соответствующий год не могут отличаться от значений показателей и (или) результатов, установленных в региональных проектах национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».
В соответствии с разделом VII сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание не должны превышать 3 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2022 г. № 1230-П утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ярославской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Согласно разделу II в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно разделу 6 проведение консультаций врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) - не более 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ярославской области, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 20 марта 2008 г. № 52 Министерство здравоохранения Ярославской области является органом исполнительной государственной власти Ярославской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан.
Пунктом 3.1.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ярославской области к функциям министерства отнесены организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных департаменту; создает условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (3.1.1.5.): установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях (п.3.1.1.13).
Судом установлено, что ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ создано на основании постановления Правительства Ярославской области от 15.03.2012г. №190-п; тип - бюджетное учреждение. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (Министерство здравоохранения Ярославской области); функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения осуществляет Министерство имущественных отношений Ярославской области (Устав).
На территории г.о. г. Переславль-Залесский оказание медицинской помощи населению осуществляет ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», имеющее лицензию № ЛО-76-01-002886 от 09 ноября 2020 г. на осуществление медицинской деятельности, где в приложении к данной лицензии указано - осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе, по онкологии (л.д.8-9).
Переславской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению депутата Ярославской областной Думы Х. установлено, что в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» на учете у врача-онколога состоят 1874 человека. Вместе с тем, в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» врач-онколог отсутствовал в период с 19.09.2021г. по 24.07.2023г.
По мнению административного истца, отсутствие врача-онколога нарушает права пациентов на получение квалифицированной помощи в данной сфере на территории городского округа. Кроме того, в связи с отсутствием врача-онколога пациенты с онкологическими заболеваниями вынуждены с целью динамического наблюдения, определения эффекта от проводимого лечения, коррекции терапии при выписке рецептов, выезжать для консультации к областным специалистам в г. Ярославль, что для них представляет трудности.
Согласно штатного расписания ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» на 28.04.2023 года (л.д.72-88) предусмотрена ставка врача-онколога (л.д.78).
Согласно сведений, предоставленных ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», К. работает в ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в должности врач-онколог поликлиники взрослых с 01.10.2013г.
В период с сентября 2021 по 2023гг. отсутствовал следующие периоды:
с 08.09.2021г. по 12.09.2021г. – ежегодный оплачиваемый отпуск;
с 13.09.2021г. по 08.10.2021г. – листки нетрудоспособности;
с 11.10.2021г. по 08.11.2021г. – листок нетрудоспособности;
с 09.11.2021г. по 14.11.2021г. – ежегодный оплачиваемый отпуск;
с 22.12.2021г. по 23.12.2021г. – командировка;
с 31.03.2022г. по 31.03.2022г. – командировка;
с 30.05.2022г. по 27.06.2022г. – ежегодный оплачиваемый отпуск;
с 07.09.2022г. по 16.09.2022г. – ежегодный оплачиваемый отпуск;
с 19.09.2022г. по 27.06.2023г. – листки нетрудоспособности;
с 28.06.2023г. по 24.07.2023г. – ежегодный оплачиваемый отпуск.
Таким образом, штатным расписанием ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» предусмотрена только одна единица врача-онколога, которая в спорный период с 19 сентября 2021г. по 24 июля 2023г. была замещена К., который продолжает до настоящего времени работать. Согласно предоставленной информации, не опровергнутой в ходе судебного разбирательства, К. находился на рабочем месте в периоды с 09 по 10 октября 2021г., с 15 ноября по 21 декабря 2021г., с 24 декабря 2021г. по 30 марта 2022г., с 01 апреля по 29 мая 2022г., с 28 июня по 06 сентября 2022г., с 17 по 18 сентября 2022г.
Принимая во внимание, что штатный врач-онколог ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в указанные периоды осуществлял свою рабочую деятельность, каких-либо доказательств ненадлежащего оказания медицинских услуг суду представлено не было, оснований для признания незаконным бездействия ответчиков в периоды с 09 по 10 октября 2021г., с 15 ноября по 21 декабря 2021г., с 24 декабря 2021г. по 30 марта 2022г., с 01 апреля по 29 мая 2022г., с 28 июня по 06 сентября 2022г., с 17 по 18 сентября 2022г., нет.
Административный истец полагает, что со стороны административных ответчиков имело место незаконное бездействие, поскольку первичная онкологическая медицинская помощь оказывалась ненадлежаще.
Представитель административного ответчика ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», возражая по требованиям, указывает на отсутствие незаконного бездействия, поскольку были приняты все возможные меры, направленные на возможность получения медицинской онкологической помощи. А именно, в необходимых случаях организован прием врачом-онкологом с помощью телемедицины (л.д.31-32), что допускается п.27 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2021г. №116н.
Кроме того, ряд врачей получили сертификаты об освоении образовательного модуля Онконастороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний в практике врача первичного звена (л.д.27-29).
Объявления о поиске специалиста размещены на информационных площадках в сети Интернет (л.д.105-107).
Как следует из материалов дела, в периоды 08.09.2021г. по 12.09.2021г., с 13.09.2021г. по 08.10.2021г.; с 11.10.2021г. по 08.11.2021г.; с 09.11.2021г. по 14.11.2021г.; с 22.12.2021г. по 23.12.2021г.; с 31.03.2022г. по 31.03.2022г; с 30.05.2022г. по 27.06.2022г.; с 07.09.2022г. по 16.09.2022г.; с 19.09.2022г. по 27.06.2023г.; с 28.06.2023г. по 24.07.2023г. врач-онколог находился либо в ежегодном оплачиваемом отпуске, либо в командировке, либо на больничном, что отнесено к уважительным причинам отсутствия на рабочем месте.
Как следует из материалов дела, в период длительной нетрудоспособности с 19 сентября 2022г. по 27 июня 2023г. ответчиком ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» предпринимались меры по поиску врача-онколога на период временной нетрудоспособности штатного врача, однако, специалист найден не был. Кроме того, в указанный период были организованы консультации с врачами-онкологами ГБУЗ ЯО Клиническая онкологическая больница посредством онлайн консультаций, что позволяло пациентам не выезжать на консультации в г. Ярославль.
Таким образом, отсутствие сведений о фактах неоказания или некачественного оказания медицинской помощи, укомплектование штата медицинского учреждения врачом-онкологом, отсутствующим по уважительным причинам, принятие ответчиком мер по оказанию первичной онкологической помощи иными специалистами на период временного отсутствия штатного врача-онколога, свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчиков.
С учетом изложенного, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Переславского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», Министерству здравоохранения Ярославской области о признании незаконным бездействия по необеспечению оказания врачом-онкологом первичной специализированной медико-санитарной помощи на территории г.о. г. Переславль-Залесский в период с 19.09.2021г. по 24.07.2023г., оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 октября 2023г.
Судья Бородина М.В.